ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ
(+86 10) 6532 1381, 6532 2051
/

Интервью Генконсула России в Харбине В.П.Ощепкова РИА-Новости

Владимир Платонович, недавно Генконсульство сообщало, что китайский город Фуюань крайне заинтересован в наращивании торговли с Россией. Есть ли такой интерес и у других приграничных городов? Создают ли китайские власти условия для содействия трансграничной торговле?

Несмотря на нестабильную эпидемическую ситуацию в целом в Китае не снижается интерес к расширению деловых связей с Россией. Например, в приграничном с Приморским краем городском округе Муданьцзян количество компаний, осуществляющих торгово-экономическое сотрудничество с нашей страной, увеличилось на 10% по сравнению с прошлым годом.

В последнее время всё отчётливее проявляется поддержка китайских приграничных властей своих внешнеторговых предприятий. Это связано не только с заинтересованностью в увеличении товарооборота с нашей страной, но и необходимостью помощи местному бизнесу, сильно пострадавшему от длительной пандемии. Наиболее серьёзно от частых локдаунов досталось малому и среднему бизнесу. К слову говоря, на малые и средние предприятия в КНР приходится почти две трети объема ВВП страны.

Китайским компаниям стараются всячески облегчить процесс перемещения товаров через границу. В Маньчжурии, например, предложена максимально упрощённая схема при декларировании грузов, отправляющихся на экспорт из КНР в Россию через железнодорожный погранпереход. На автомобильном пункте пропуска Забайкальск – Маньчжурия для экспортёров скоропортящейся сельскохозяйственной продукции организован «зелёный коридор» с облегчённым порядком прохождения таможенных процедур.

На Ваш взгляд, удалось ли хотя бы частично возобновить приграничную торговлю, которая до пандемии была важным элементом экономики приграничных районов как России, так и Китая? Сохранился ли интерес к России у малых и средних предприятий приграничных районов Китая?

Торговля между российскими и китайскими приграничными городами, конечно, не восстановилась в привычном до пандемии виде. Сейчас продолжается трансформация традиционных способов ведения деловых контактов. Где-то помогают старые «проверенные» связи, где-то облегчают жизнь новые «онлайн» способы общения. По нашему мнению, сейчас в достаточном количестве созданы хорошие площадки для ведения электронной торговли и удалённого переговорного процесса. В этом плане как раз более мобильным и прогрессивным выглядит малый и средний бизнес, быстрее всех адаптирующийся к изменившимся условиям.

Отразились ли введенные в отношении России западные санкции на сотрудничестве предприятий из приграничных регионов двух стран? Каковы сейчас перспективы ведения расчетов в юанях и в рублях в приграничных регионах?

Если говорить о влиянии западных санкций на приграничное российско-китайское сотрудничество, как говорится, нет худа без добра. С одной стороны, предприниматели в Китае и России вынуждены отказываться от привычных схем работы, прежде всего, в области финансовых расчётов и логистики. Однако эти издержки не стали непреодолимым препятствием для двустороннего сотрудничества. Более того, многие в Китае расценили уход западных компаний с российского рынка как хорошую возможность для своего бизнеса.

Показательно, что растёт объем расчётов между нашими компаниями в национальных валютах, прежде всего в юанях. Например, с января по апрель 2022 года в приграничном городе Суйфэньхэ платежи с российскими контрагентами в местной валюте превысили 840 млн юаней, что на 370% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года.

Россия ранее сняла ограничения на пересечение сухопутной границы, введенные из-за пандемии, есть ли какая-нибудь информация, когда Китай будет готов к такому же шагу?

К сожалению, пока нет какой-либо информации о сроках отмены китайской стороной ограничений на пассажирское сообщение с нашей страной через наземные пункты пропуска. С учётом нестабильной эпидемической ситуации сейчас в Китае вряд ли стоит надеяться на это в ближайшее время, но исходим из того, что необходимые условия для возобновления прежнего режима работы погранпереходов рано или поздно будут созданы.

Какова ситуация с грузовыми перевозками через границу? Ожидаете ли вы активного прироста объема перевозимых грузов в ближайшие месяцы?

Ситуация сейчас на различных российско-китайских пунктах пропуска неодинаковая, но в целом везде отмечаем стабильную их работу.

Положительная динамика прослеживается на автомобильном погранпереходе Пограничный – Суйфэньхэ, его ежедневная пропускная способность держится на уровне 140 грузовых автомобилей в день (раньше этот показатель едва доходил до 120 единиц транспорта). Ведётся диалог об увеличении количества пропуска на погранпереходе Полтавка – Дуннин до 140 грузовиков.

Росту грузооборота между нашими странами будет способствовать начало навигации через Амур. Некоторые речные погранпереходы уже готовы к приёмке и отправке грузов между нашими странами. В прошлом году баржебуксирные составы перевезли в общей сложности порядка 3,3 млн тонн грузов.

Есть ли у Вас новая информация о том, когда начнется полноценная эксплуатация построенных на российско-китайской границе автомобильного и железнодорожного мостов?

В этом году ожидается существенное расширение российско-китайской трансграничной инфраструктуры. Буквально в ближайшие дни планируется открытие грузового сообщения по автомобильному мосту через пункт пропуска Кани-Курган – Хэйхэ. По имеющейся информации, там всё уже готово для его эксплуатации.

Что касается железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян, то на сегодняшний день китайская сторона завершает создание вспомогательных объектов на своей части пункта пропуска. В провинции Хэйлунцзян к открытию грузового сообщения через этот трансграничный объект уделяется большое внимание, скорее всего, это произойдёт во второй половине текущего года.

Источник: РИА-Новости