ПОСОЛЬСТВО РОССИИ В КИТАЕ
(+86 10) 6532 1381, 6532 2051
/

Юридическим лицам

Подробную информацию о деятельности Федеральной таможенной службы читайте на официальном сайте ФТС России.

Аналитические справки и информационные материалы

В соответствии с решением Государственного совета КНР с 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Уголовный кодекс КНР, анонсированные в январе 2021 г.

Данные изменения напрямую не затрагивают статей УК КНР, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с контрабандным перемещением товаров (перевод соответствующих статей прилагается), однако они представляют особый интерес в связи со снижением минимального возраста привлечения лиц к уголовной ответственности до 16 лет.

Кроме того, возраст привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления, связанные, в частности, с незаконным оборотом наркотических средств, снижен до 14 лет. 

По особо тяжким преступлениям, связанным с совершением преднамеренного убийства или причинением тяжелого вреда здоровью, повлекшем инвалидность, к уголовной ответственности по решению Верховной народной прокуратуры КНР могут привлекаться лица с 12 лет.


Статьи Уголовного кодекса КНР, устанавливающие наказания за контрабанду особо опасных веществ, запрещенных и ограниченных к перемещению предметов, товаров народного потребления и пр. (за исключением контрабанды наркотиков)

Статья 151

Контрабанда оружия, боеприпасов, ядерных материалов или фальшивой валюты - наказывается лишением свободы на срок свыше 7 лет и одновременно наложением штрафа или конфискацией имущества; при наличии отягчающих обстоятельств - наказывается пожизненным лишением свободы и конфискацией имущества; при наличии смягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и наложением штрафа.

Контрабанда запрещенных государством к вывозу из страны культурных ценностей, золота, серебра и прочих драгоценных металлов, а также запрещенных государством к ввозу и вывозу ценных животных и произведенной из них продукции - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафом; при наличии отягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок от 10 лет до пожизненного и конфискацией имущества; при наличии смягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет и наложением штрафа.

Контрабанда запрещенных государством к ввозу и вывозу товаров и предметов, в частности, уникальных растений и продукции из них - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или краткосрочным заключением и одновременно или в качестве самостоятельного наказания - штрафом; при отягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок свыше 5 лет и штрафом.

Если преступления, упомянутые в данной статье, совершены организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются в соответствии с каждой из частей настоящей статьи.


Статья 152

Контрабанда с целью извлечения прибыли или распространения порнографических кинофильмов, видеокассет, аудиокассет, картинок, печатной продукции и иных порнографических материалов наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом; при отягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок от 10 лет до пожизненного лишения свободы, наложением штрафа или конфискацией имущества; при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также наложением штрафа.

Ввоз из-за рубежа на территорию страны твердых, жидких или газообразных отходов с сокрытием от таможенного контроля при наличии отягчающих обстоятельств – наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с одновременным   наложением штрафа или только наложением штрафа; при наличии особо тяжких обстоятельств – наказывается лишением свободы на срок от 5 лет с одновременным   наложением штрафа.

Если преступление, упомянутое в части первой настоящей статьи, совершено организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи.


Статья 153

Контрабанда иных товаров и предметов, помимо определенных статьями 151, 152, 347 (прим. - контрабанда наркотиков) настоящего Кодекса, в зависимости от тяжести сопутствующих обстоятельств влечет за собой следующие виды наказания:

  1. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов в сравнительно крупном размере (прим. - от 100 тыс. до 500 тыс. юаней) или в случае совершения контрабанды после наложения в течение одного года двух административных штрафов за правонарушения, связанные с перемещением товаров через границу – наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом, а также наложением штрафа от 2-кратного до 6-кратного размера подлежащих уплате налогов и пошлин.
  2. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов в крупном размере (прим. - от 500 тыс. до 2,5 млн юаней) или при наличии иных отягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет, а также наложением штрафа от 2-кратного до 6-кратного размера подлежащих уплате налогов и пошлин.
  3. контрабанда товаров и предметов с уклонением от уплаты налогов в особо крупном размере (прим. - от 2,5 млн юаней) или при наличии иных отягчающих обстоятельств - наказывается лишением свободы на срок от 10 лет до бессрочного лишения свободы, а также наложением штрафа от 2-кратного до
     6-кратного размера подлежащих уплате налогов и пошлин или конфискацией имущества.

В случае если преступления, упомянутые в частях настоящей статьи, совершены организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет или краткосрочным арестом, при отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет,
 при особо отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет.

В случае если акт контрабанды совершался многократно и наказание не было ранее определено, мера ответственности налагается в зависимости от суммы подлежащих уплате налогов по совокупности всех контрабандных товаров и предметов.


Статья 154

Нижеперечисленные контрабандные действия на основании данного параграфа квалифицируются как преступления и наказываются в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса:

1) самовольная реализация на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов утвержденных к ввозу в страну с применением льготного налогообложения давальческого сырья, деталей для комплектации и сборки, являющихся предметом компенсационной торговли сырьем, запчастями, изделиями, оборудованием;

2) самовольная реализация на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов импортных товаров и предметов, в отношении которых было применено налогообложение по пониженной ставке или которые были освобождены от налогообложения.


Статья 155

Нижеперечисленные действия квалифицируются как контрабанда, и наказание за их совершение устанавливается на основании соответствующих статей данного параграфа:

1) незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста товаров, запрещенных государством к ввозу в страну, или незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста иных контрабандно ввезенных в страну товаров и предметов в сравнительно крупных размерах;

2) перевозка, покупка, перепродажа во внутренних морях и территориальных водах продукции, запрещенной государством к ввозу и вывозу из страны, или перевозка, покупка, перепродажа в сравнительно крупных размерах без наличия законного разрешения товаров и предметов, ввоз и вывоз из страны которых государством ограничен;


Статья 156

Сговор с контрабандистом, предоставление ему кредита, денежных средств, номера счета, чеков, свидетельств, оказание ему транспортных услуг, услуг по хранению, почтовой пересылке товаров и предметов и иной помощи рассматриваются как сговор с целью контрабанды.


Статья 157

Вооруженное прикрытие контрабанды - наказывается максимальными мерами, предусмотренными частью первой статьи 151 настоящего Кодекса.

Препятствование задержанию контрабандистов посредством угроз и насилия рассматривается и наказывается по совокупности преступлений как контрабанда и на основании статьи 277 настоящего Кодекса как препятствование работникам государственных органов в выполнении их обязанностей в соответствии с законом.


Статья 347

Совершение преступления, связанного с контрабандой, незаконным оборотом, транспортировкой и изготовлением наркотиков, в независимости от их количества, предусматривает привлечение к уголовной ответственности и наложению уголовного наказания.

Осуществление контрабанды, незаконного оборота, транспортировки и изготовления наркотиков при наличии любого из ниже перечисленных обстоятельств - наказываются лишением свободы на срок 15 лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью, с конфискацией имущества:

1) контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве свыше 1000 г., героина или метиламфетамина в количестве свыше 50 г. или иных наркотиков в крупном объеме;

2) руководство группой, занимающейся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков;

3) вооруженное прикрытие контрабанды, продажи, транспортировки и изготовления наркотиков;

4) сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию и аресту, при отягчающих обстоятельствах;

5) участие в организованной международной торговле наркотиками.

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве свыше 200 г, но менее 1000 г, героина или метилфениламина в количестве свыше 10 г, но менее 50 г, или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме - наказываются лишением свободы на срок свыше 7 лет и штрафом.

Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве менее 200 г, героина или метилфениламина в количестве менее 10 г, или иных наркотиков в небольшом объеме - наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах - наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом.

Если преступления, упомянутые в части первой, части второй и части третьей настоящей статьи, совершены организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с указанными частями настоящей статьи.

Вовлечение, подстрекательство несовершеннолетних к контрабанде, продаже, транспортировке и изготовлению наркотиков или продажа наркотиков несовершеннолетним - наказываются максимально суровым наказанием из предусмотренных настоящей статьей.

Многократная контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков, не повлекшие за собой наказания ранее, - наказываются исходя из общего объема наркотиков.

Администрирование таможенных платежей в КНР осуществляется в соответствии со статьей 13 «Закона о таможне КНР», согласно которого при ввозе или вывозе товаров таможенными органами КНР осуществляется взыскание таможенных платежей в установленном национальным законодательством порядке и размерах. Ставки таможенных платежей определяются в соответствии с «Импортно-экспортными тарифами КНР».

1. Ввозные и вывозные таможенные пошлины.

При расчете ввозной таможенной пошлины может устанавливаться единая ставка таможенных пошлин, ставка таможенных пошлин для стран с действующим режимом благоприятствования, а также конвенционная, льготная, квотная ставки таможенных пошлин и иные. 

Для расчета экспортной пошлины устанавливаются экспортные тарифы. При этом в отношении импортируемых и экспортируемых товаров предусмотрена возможность применения временно установленной ставки таможенной пошлины.

Расчет ввозной и вывозной таможенных пошлин производится, исходя из таможенной стоимости или количества (объема) товара.

Справочно:

Для расчета таможенной пошлины, исходя из таможенной стоимости, применяется следующая формула.

Размер таможенной пошлины = таможенная стоимость × ставка таможенной пошлины.

Для расчета таможенной пошлины, исходя из количества (объема) товара, применяется следующая формула.

Размер таможенной пошлины = количество (объем) товара × таможенная пошлина за единицу товара.

2. Налог на добавленную стоимость.

Плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС) являются организации и физические лица, осуществляющие импорт товаров, реализацию на территории КНР товаров и услуг (деятельность по переработке, обслуживание и ремонт).

С 1 апреля 2019 года для обычных плательщиков НДС, осуществляющих реализацию или импорт облагаемых НДС товаров, ранее установленная ставка НДС в 16 % снижена до 13 %; ранее установленная ставка в 10 % снижена до 9 % (совместное заявление Минфина, Главного налогового управления и ГТУ КНР
 № 39 [2019]).

Справочно: Для расчета размера НДС, начисляемого при импорте товара, применяется следующая формула.

Размер НДС = (таможенная стоимость + размер подлежащих уплате таможенных пошлин + размер подлежащих уплате акцизов) × ставка НДС.

3. Акцизы.

Обязанность по уплате акцизов возникает у организаций и физических лиц в следующих случаях:

  1. при осуществлении импорта подакцизных товаров;
  2. при осуществлении на территории КНР производства подакцизных товаров либо их переработке через подрядчика (давальческая переработка);
  3. в иных случаях определенных Госсоветом КНР.

При импорте подакцизных товаров расчет подлежащих уплате акцизов производится, исходя из таможенной стоимости или количества товара.

Справочно: 

Для установления размера акцизов при импорте, рассчитываемых исходя из таможенной стоимости товара, применяется следующая формула.

Размер акцизов = ((таможенная стоимость + размер подлежащих уплате таможенных пошлин) / (1 – ставка акцизов))× ставка акцизов.

Для установления размера акцизов при импорте, рассчитываемых исходя из количества товара, применяется следующая формула.

Размер акцизов = количество (объем) товара × размер акцизов за единицу товара.

4. Антидемпинговые пошлины.

По решению Министерства коммерции КНР при наличии оснований считать, что иностранная продукция причиняет или может причинить реальный ущерб национальной промышленности либо создает условия, препятствующие развитию национальной промышленности, в соответствии с национальным законодательством предусмотрена возможность принятия антидемпинговых мер в отношении иностранной продукции.

Справочно: Для расчета размера антидемпинговой пошлины применяется следующая формула.

Размер антидемпинговой пошлины = таможенная стоимость ×
 ставка антидемпинговой пошлины.

5. Компенсационная пошлина.

В случае если Министерство коммерции КНР установило, что иностранные товары, в отношении которых применялась специфическая субсидия иностранного государства, причиняют или могут причинить реальный ущерб национальной промышленности либо создают препятствия для развития национальной промышленности, в соответствии с действующим законодательством предусмотрена возможность установления компенсационных пошлин.

Комитет по таможенным тарифам при Госсовете КНР по предложению Министерства коммерции КНР принимает решение об установлении компенсационных пошлин. 

Компенсационная пошлина устанавливается отдельно в зависимости от размера специфической субсидии иностранного государства. При этом размер компенсационной пошлины не может превышать размер специфической субсидии иностранного государства.

6. Определение курса валюты для расчета размера таможенных платежей.

В случае если стоимость импортируемых или экспортируемых товаров (включающая соответствующие затраты) выражена в иностранной валюте, таможенные органы пересчитывают таможенную стоимость товара в китайские юани по курсу, установленному Народным банком Китая (Центробанк) на дату применения ставок таможенных платежей. При этом таможенная стоимость товара округляется до 0,01 китайского юаня (1 фэнь).

7. Доплата таможенных платежей.

В соответствии с приказом ГТУ КНР № 124 «О мерах таможенно-тарифного регулирования в КНР в отношении импортно-экспортных товаров»
 (с изменениями, внесенными приказами ГТУ КНР №№ 198, 218, 235, 240), в случае выявления после выпуска товара фактов недоплаты таможенных платежей, таможенный орган довзыскивает недоплаченные таможенные платежи в течение 1 года со дня первой уплаты таможенных платежей.

В случае выявления неуплаченных таможенных платежей, таможенный орган взимает подлежащие уплате таможенные платежи в течение 1 года со дня выпуска товара.

Если перечисленные недоплата и неуплата таможенных платежей вызваны нарушением законодательства со стороны плательщика, таможенный орган взимает таможенные платежи в течение 3 лет со дня возникновения обязанности по уплате таможенных платежей. Вместе с тем устанавливается штраф в размере 0,05 % от размера недоплаченных или неуплаченных таможенных платежей за каждый просроченный день со дня возникновения обязанности по их уплате до дня выявления таможенным органом нарушения законодательства.

Справочно: указанные ставки действуют на условиях поставки FOR-FOR без учета сборов за терминальную обработку груза в месте назначения (DTHC). Цены приведены в долл. США из расчета за один стандартный 40-футовый контейнер при максимально допустимой загрузке 25 тонн. Период действия цен – 1-31 марта 2021 г. 

Информация предоставлена китайской логистической компанией Shenzhen Space Logistics Co., Ltd, специализирующейся на поставках товаров из Китая в Европу, в том числе в некоторые города России.

I. Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации  от 04.12.1999 № 1335 (далее – Порядок).

При ввозе в Российскую Федерацию товаров в качестве гуманитарной помощи (содействия) предоставляется освобождение от уплаты:

таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров;

ввозных таможенных пошлин;

налога на добавленную стоимость.

Порядком установлено, что налоговые и таможенные льготы предоставляются в отношении гуманитарной помощи, направляемой в Российскую Федерацию, только при наличии удостоверения Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, подтверждающего принадлежность ввозимых товаров к гуманитарной помощи (содействию) (далее – Комиссия). 

Для получения такого удостоверения необходимо принятие решения по результатам заседания Комиссии. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии в части международной гуманитарной помощи осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

При ввозе товаров в качестве гуманитарной помощи обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется (Постановление Правительства РФ от 19.07.2019 № 909).


II. Правом Евразийского экономического союза предусмотрен упрощенный порядок перемещения товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Перечнем категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2014 № 329, товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

При этом одним из условий помещения товаров под специальную таможенную процедуру является участие государственного органа, уполномоченного в сфере чрезвычайных ситуаций (МЧС России) и (или) здравоохранения (Федеральное медико-биологическое агентство), либо входящих в его систему и уполномоченных им органов и (или) организаций в качестве декларанта товаров.

Механизм перемещения гуманитарной помощи с использованием упрощенного порядка иными лицами без участия МЧС России либо Федерального медико-биологического агентства, или входящих в их систему и уполномоченных ими органов и (или) организаций действующим таможенным законодательством Евразийского экономического союза не предусмотрен.

Декларирование товаров без участия указанных государственных органов должно осуществляться в общеустановленном порядке в электронном виде                  с применением декларации на товары, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

Кроме того, в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1000 евро, предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением заявления.

Порядок и условия применения указанных документов регламентированы Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 263.


Заявление должно содержать следующие сведения:

1) наименование таможенного органа, которому декларируются товары;

2) сведения о декларанте (наименование и место нахождения; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), фамилия и инициалы, место жительства, если декларантом является физическое лицо, а также сведения о документе, подтверждающем личность лица, составившего заявление;

3) сведения об отправителе и получателе товаров, а также о стране назначения для вывозимых товаров (в случае их отсутствия в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);

4) сведения о заявляемой таможенной процедуре;

5) сведения по каждому товару:

- наименование, страна происхождения (в случае отсутствия таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих документах);

- количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);

- стоимость товаров и валюта, в которой определена стоимость товаров (в случае отсутствия таких сведений в коммерческих и (или) иных документах);

6) сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, за исключением случаев декларирования товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро, сведения о таможенной стоимости, ставках и суммах подлежащих уплате таможенных платежей;

7) сведения о предоставляемых документах.


Подача заявления должна сопровождаться предоставлением:

- документа, подтверждающего полномочия лица, подающего заявление;

- транспортных (перевозочных) документов;

- коммерческих документов (счет на оплату и (или) поставку товаров, счет-фактура, счет-проформа, инвойс и иные коммерческие документы);

- разрешений, сертификатов и иных документов, выдаваемых уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений;

- иных документов, которые используются (могут быть использованы) таможенным органом для принятия решения о выпуске товаров.


Заявление подписывается лицом, его составившим, и заверяется печатью, если в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза лицо, составившее заявление, должно иметь печать.

Согласно статистике ГТУ КНР, объем внешней торговли Китая за 2020 составил 32,15 трлн юаней КНР (~4,64 трлн долл. США), что на 1,5% выше показателей аналогичного показателя прошлого года. Экспорт товаров из Китая увеличился на 3,6% до 17,93 трлн юаней КНР (~2,59 трлн долл. США), импорт сократился на 1,1% до 14,22 трлн юаней КНР (~2,05 трлн долл. США).

За 2020 г. таможенными органами Китая  совокупно было перечислено в государственный бюджет 1,71 трлн юаней КНР налогов и сборов (~265 млрд долларов США), из которых НДС на импортируемые товары и потребительский налог – 1,45 трлн юаней КНР (~225 млрд долларов США, снижение на 8,1% по сравнению с 2019 г.), таможенные пошлины и сборы – 260 млрд юаней КНР
 (~40 млрд долларов США, снижение на 11,2%). 

По данным ГТУ КНР, в 2020 г. объем торговли между Россией и Китаем составил 107,76 млрд долларов США (-2,9%), в том числе: российский экспорт в КНР – 57,18 млрд долларов США (-6,6%), импорт китайской продукции – 50,58 млрд долларов США (+1,7%). Положительное сальдо нашей страны во внешней торговле с Китаем достигло 6,6 млрд долл. США.

В течение 2020 г. одним из приоритетных направлений деятельности
 ГТУ КНР, как и в предыдущие, годы было оказание поддержки внешней торговле Китая путем предоставления упрощений при совершении таможенных операций, дальнейшем сокращении времени таможенного оформления и пр.

Так, в целях облегчения условий внешней торговли таможенными органами Китая в рамках межправительственных соглашений о свободной торговле и преференциальных мер китайским предприятиям за 2020 г. было предоставлено освобождение от уплаты таможенных пошлин на общую сумму 41,67 млрд долларов США. В частности, такие меры поддержки распространялись на импорт в Китай лекарственных средств для борьбы с онкологическими и редкими заболеваниями, медицинским оборудованием и препаратами для борьбы с эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19 и др.

Согласно опубликованным ГТУ КНР данным, на конец 2020 г. среднее время таможенного оформления (с момента декларирования до выпуска товара) по сравнению с 2017 г. сократилось на канале импорта на 64,2%, на канале экспорта – на 85,5%. В абсолютном выражении данные показатели составили соответственно 34,91 и 1,78 часа.

В течение 2020 г. контролирующими органами в пунктах пропуска были объединены 2 вид и отменен 1 вид документов, требующихся для контроля за перемещаемыми товарами. Таким образом, на конец 2020 г. количество видов разрешительных документов на экспортируемые/импортируемые товары было снижено с 86 (по состоянию на 2018 г.) до 41. За исключением 3 документов, которые в целях обеспечения безопасности и конфиденциальности данных не могут передаваться по электронным каналам связи, остальные 38 документов могут быть оформлены на соответствующих государственных электронных порталах, в том числе 19 документов – на портале «Единое окно».

К настоящему времени портал «Единое окно» объединяет информационные системы центральных аппаратов 25 ведомств Китая, его функционирование распространено на все пункты пропуска и зоны особого контроля на территории Китая. 

Всего в качестве пользователей портала на данный момент зарегистрировано 3,96 млн предприятий, которые посредством «Единого окна» могут воспользоваться 729 типами государственных услуг в сфере внешней торговли, объединенных в 18 разделов. В настоящее время китайские предприятия ежедневно совершают посредством «Единого окна» в среднем 12 млн операций.

В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности таможенных органов КНР является оптимизация процедур таможенного контроля посредством применения функциональных возможностей механизма
 «Единое окно». В рамках данной работы активно развивается как общегосударственная система «Единое окно внешней торговли КНР» (https://www.singlewindow.cn/), так и локальные информационные системы, функционирующие на базе отдельных пунктов пропуска (например, платформа «Цифровой порт 95306» в рамках железнодорожных перевозок).

Одной из таких локальных систем стала интегрированная информационная платформа «Облачный порт» (https://www.qingdao-port.net/), запущенная в июне 2019 г. на базе морского порта Циндао. Указанная система главным образом направлена на обеспечение безбумажного оборота и сквозного информационного взаимодействия между участниками международных морских (мультимодальных) грузоперевозок, а именно таможенным органом, портовыми службами морского терминала и участниками ВЭД. 

Технические возможности «Облачного порта» позволяют реализовывать полноценное предварительное информирование таможенного органа, осуществлять документальное оформление транспортных средств и товаров, перемещаемых водными судами через таможенную границу КНР в порту Циндао, на основе электронного документооборота, совершать моментальные запросы информации о логистике, рейсе, текущем состоянии оформления судна и перемещаемых контейнеров, выпуске таможенной декларации и т.д. Всего в состав «Облачного порта» входит более 30 запросных и иных подсистем.

По данным китайской стороны, к настоящему моменту на платформе зарегистрировано более 9 тыс. предприятий и около 300 тыс. физических лиц.
 В базу данных платформы внесена информация о примерно 17 тыс. транспортных средствах, годовой объем проходящих через нее платежей превышает 800 млн юаней КНР (~123 млн долл. США).

Внедрение данной платформы, а также введение иных мер по оптимизации таможенного контроля в морском порту Циндао (например, двухэтапное декларирование, предварительное декларирование и др.), позволило сократить время таможенного оформления товаров до 38,49 часов на канале импорта и до 2,48 часов на экспорте, что ниже аналогичных показателей, например, за 2017 г.
 на 60,15% и 88,47% соответственно.

Справочно: согласно данным Минтранса КНР, в 2020 г. через порт Циндао в рамках внешней торговли было перемещено 444,58 млн тонн грузов. Порт Циндао является одним из крупнейших в стране по объему товарооборота.

Кроме того, применение платформы «Облачный порт» позволило значительно сократить издержки участников ВЭД, связанных с логистикой.
 Так, с 2017 по 2020 гг. в части транспортных расходов грузоперевозчиками «сэкономлено» 1,2 млрд. юаней КНР (~184 млн долл. США), складских расходов – 147 млн юаней КНР (~22,5 млн долл. США).

Китайские участники ВЭД также отмечают удобство интегрированной платформы. Ранее для оформления всех требующихся процедур пользователям приходилось прибегать к функционалу 4 отдельных информационных систем, теперь все действия фактически осуществляются «в один клик», что сокращает временные издержки и позволяет повысить оперативность загрузки/выгрузки необходимых данных.

В феврале 2021 г. в рамках поэтапного развития проекта к «Облачному порту» была подключена информационная подсистема «Интеллектуальный таможенный досмотр».

Функционал указанной подсистемы главным образом направлен на оформление процедуры таможенного досмотра в режиме онлайн: участник ВЭД может отследить в режиме реального времени статус таможенного досмотра/осмотра с использованием ИДК конкретной товарной партии, выгрузить его результаты, подать в режиме онлайн заявление на вывоз импортируемых товаров из зоны таможенного контроля после окончания досмотра.

Кроме того, система способна в автоматическом режиме назначать порядковый номер (очередность) конкретному участнику ВЭД для проведения таможенного досмотра в зависимости от местонахождения судна, характеристик товара, подлежащего досмотру. При этом, по словам китайских коллег, приоритет, как правило, отдается скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и товарам, перемещаемым участниками ВЭД, обладающих статусом УЭО.

Указанный подход позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы как таможенной службы, так и морского терминала в целом. При этом, прогнозируется, что благодаря дальнейшей поэтапной реализации данного механизма эффективность таможенных досмотров вырастет еще примерно на 30%.

Справочно: с момента запуска платформы «Облачный порт» ее возможностями воспользовались 706 агентирующих компаний, работающих в порту Циндао (примерно 90% от организаций подобного типа). С применением платформы нарастающим итогом проведено 26298 досмотров в отношении 38239 стандартных контейнеров. 

Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики (далее – ГТУ КНР) 21.12.2020 издан приказ № 245 «Об административных мерах по освобождению от уплаты таможенных платежей импортируемых и экспортируемых товаров» (далее – приказ).

Данным приказом утверждается методика, в соответствии с которой таможенные органы осуществляют административные меры по освобождению от взимания таможенных пошлин импортируемых и экспортируемых товаров (далее – товар), а также осуществляют таможенный контроль данной категории товаров.

 Приказом также определен порядок действий лиц, обладающих правом в отношении перемещаемого товара, (далее – заявитель) и даны понятия, используемые в приказе.

Так, для получения соответствующей преференции на товар заявитель должен подать в компетентный таможенный орган заявление и приложить соответствующие документы (заполненный бланк заявления, свидетельство о регистрации юридического лица, внешнеторговый контракт, коммерческие документы и иную информацию о товаре).

Компетентный таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления проводит проверку предоставленных заявителем документов (информации) и выдает «Уведомление о подтверждении налогообложения и освобождения от уплаты таможенной пошлины». Данный срок может быть увеличен если компетентному таможенному органу необходимо согласование с иными компетентными органами или проведение в отношении товара экспертизы.

Срок действия «Уведомления о подтверждении налогообложения и освобождения от уплаты таможенной пошлины» составляет 6 месяцев, срок очередного продления также составляет 6 месяцев, после чего заявителю снова нужно подать заявление и документы для получения соответствующих преференций и «Уведомления о подтверждении налогообложения и освобождения от уплаты таможенной пошлины».

Данным приказом утвержден порядок оформления процедуры обеспечения уплаты пошлины на товар, после завершения оформления которого компетентным таможенным органом выдается заявителю «Уведомление ГТУ КНР о разрешении оформления залога, освобождаемого от уплаты пошлины товара» (далее – «Уведомление о разрешении оформления залога»). Срок залога товара, определенного «Уведомлением о разрешении оформления залога» не превышает 6 месяцев, компетентный таможенный орган может продлить срок один раз, который не должен превышать 6 месяцев. В особенных обстоятельствах, как и прежде для продления требуется проверка и согласование таможенным органом прямого подчинения.  Перед окончанием срока залога товара заявитель получает «Уведомление о подтверждении налогообложения или освобождения от уплаты таможенной пошлины» и оформляет соответствующие процедуры по уплате, уменьшении либо освобождении от уплаты таможенной пошлины, таможенный орган декларирования должен отменить залог. 

В соответствии с приказом, за исключением установленных ГТУ КНР случаев, срок таможенного контроля освобожденных от уплаты таможенных пошлин товаров составляет:

1) для кораблей, самолетов – 8 лет;

2)  механических транспортных средств – 6 лет;

3) прочих товаров – 3 года.

Срок нахождения под таможенным контролем рассчитывается с даты выпуска ввозимого товара.

В период нахождения товара под таможенным контролем заявитель должен ежегодно до 30 июня (включительно) предоставлять компетентному таможенному органу «Доклад о состоянии при эксплуатации товара» (далее – доклад) и информировать о его состоянии. В случае не предоставления в установленный срок доклада, таможенный орган согласно соответствующим положениям законодательства включает его в исключительный список и отказывает в дальнейшем залоге товара. После предоставления заявителем дополнительных сведений таможенный орган может принять заново к рассмотрению заявление об оформлении залога.

В период нахождения под таможенным контролем товар должен эксплуатироваться в месте, согласованном при проверке компетентным таможенным органом, но по согласованию с компетентным таможенным органом его место эксплуатации может быть изменено.

Если в период нахождения товара под таможенным контролем у заявителя произошло разделение, слияние, изменения акционера (участника), реформа системы собственности и другие изменения субъекта, правопреемник должен в течении 30 дней с даты регистрации изменений, информировать первоначальный компетентный таможенный орган заявителя об изменениях, произошедших у субъекта, а также о ситуации с эксплуатацией товара, оформить процедуру доначисления и уплаты таможенной пошлины, а также оформить все необходимые процедуры.

В случае если в период нахождения товара под таможенным контролем заявителю требуется вывезти или экспортировать товар, то ему необходимо получить согласование компетентного таможенного органа и оформить соответствующие процедуры. Товар со дня обратного вывоза или экспорта, освобождается от таможенного контроля.

В течение нахождения товара под таможенным контролем, а также в течение трех последующих лет, таможенный орган в соответствии с таможенным кодексом, правилами проверок ГТУ КНР и другими соответствующими положениями, имеет право на проведение инспекции предприятия или организации, имеющих отношение к ввозу и эксплуатации товара.

Данным приказом также определен порядок оформления ссуды под залог товара, его переуступка и перенесение на другую цель (передача товара для использования иному пользователю, в иной сфере и районе эксплуатирования).

В период нахождения товара под таможенным контролем, заявитель может обратиться в банк или не являющуюся банком финансовую организацию для оформления ссуды под залог товара, в данном случае он должен подать заявление в компетентный таможенный орган и приложить соответствующие документы, а также информацию об имуществе и праве, на которые необходимо разрешение таможенного органа в соответствии с законодательством для предоставления ссуды. Компетентный таможенный орган после проведения проверки документов (информации) выдает «Уведомление ГТУ КНР о разрешении оформления суды под залог освобождаемого от уплаты таможенной пошлины товара», а в случае не соответствия требованиям выдает «Уведомление ГТУ КНР о не разрешении оформления ссуды под залог освобождаемого от уплаты таможенной пошлины товара».

Заявитель не имеет право оформлять ссуду под залог товара у физических лиц, юридических лиц и организаций без образования юридического лица, за исключением банков и не являющихся банками финансовых организаций.

В случае необходимости продления ссуды под залог товара, заявитель до окончания срока ссуды должен подать в компетентный таможенный орган заявление и оформить соответствующие процедуры для продления срока ссуды под залог товара.

Если во время нахождения под таможенным контролем, заявителю необходимо переуступить товар прочей организации (импортирующей аналогичный товар и пользующейся одинаковой льготной налоговой политикой) либо использовать товар для других целей, то он должен подать в компетентный таможенный орган заявление для оформления процедуры доначисления и оплаты таможенной пошлины, а также дооформить все необходимые разрешительные документы.

При оформлении заявителем процедур ссуды под залог товара, переуступке, передаче на другие цели, произошедших у субъекта изменениях, возврате или экспорте товара, досрочной отмены таможенного контроля и контроле других последующих операций компетентный таможенный орган должен в течение 10 рабочих дней с даты принятия к рассмотрению заявления принять соответствующее решение. 

В случае невыполнения установленных данным приказом требований также предусмотрены штрафные санкции. Так, если в период нахождения под таможенным контролем заявитель обанкротился, прекратил существование, распался, произошла реформа системы собственности либо произошли прочие обстоятельства, которые привели к приостановлению его хозяйственной деятельности, а заинтересованное лицо, в соответствии с законодательством, не проинформировало первоначальный компетентный таможенный орган заявителя об изменениях, произошедших у субъекта, либо обстоятельствах приостановления хозяйственной деятельности и о состоянии товара, то таможенный орган выносит предупреждение и предписывает лицу внести соответствующие исправления, а также может наложить на него штраф в сумме 10 тысяч юаней.

Порядок, утвержденный данным приказом, вступил в силу с 1 марта 2021 года. Опубликованный ГТУ КНР 29 декабря 2008 года порядок «Об административных мерах ГТУ КНР по снижению таможенных платежей импортируемых и экспортируемых товаров» одновременно отменяется.

В декабре 2020 г. Госсоветом КНР (Правительство Китая) были одобрены и опубликованы изменения в Уголовный кодекс КНР. В части, касающейся преступлений в сфере нарушения прав интеллектуальной собственности, произошло ужесточение ответственности по следующим статьям УК КНР:

Статья 213

Помещение на продукцию торгового знака либо предоставление услуг под торговой маркой без разрешения правообладателя при наличии отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; при наличии особо тяжких обстоятельств наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом.

Статья 214

Продажа продукции с заведомо поддельной торговой маркой на сравнительно большую сумму (прим. - от 100 тыс. до 500 тыс. юаней)  либо при наличии отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; то же деяние, если продажа товара осуществлена на крупную сумму (прим. - от 500 тыс. до 2,5 млн юаней)  либо при наличии особо тяжких обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом.

Статья 215

Подделка, самовольное изготовление символики с чужой торговой маркой при наличии отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; при наличии особо тяжких обстоятельств наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом.

Статья 217

Совершение любого из ниже перечисленных деяний, нарушающих авторские права с целью извлечения выгоды, с получением прибыли в сравнительно большом размере или при наличии прочих отягчающих обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; получение прибыли от нарушения авторских прав в крупном размере либо при наличии особо тяжких обстоятельств наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет и штрафом:

1. Тиражирование и трансляция по информационным сетям без разрешения правообладателя литературных и музыкальных произведений, кино- и видеопродукции, произведений изобразительного искусства, компьютерного программного обеспечения и прочей продукции, определенной законодательством.

2. Издание печатной продукции, исключительное право на издание которой принадлежит другим лицам.

3. Тиражирование и распространение, в том числе посредством информационных сетей, аудио- и видео продукции без разрешения их авторов.

4. Тиражирование и распространение аудио- и видео продукции либо публикация в информационных сетях записи выступления артиста без получения на то разрешения исполнителя.

5. Изготовление и продажа поддельных произведений изобразительного искусства, подписанных авторами.

6. Без согласия правообладателя или его доверенного лица умышленное уничтожение или сокрытие мер технической защиты авторских прав на аудио- и видеопродукции и прочих изделиях.

Статья 218

Продажа с целью извлечения прибыли заведомо подпадающих под статью 217 настоящего Кодекса контрафактной продукции с получением в результате противозаконных действий крупной прибыли или при наличии прочих отягчающих обстоятельств наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом.

Статья 219

Совершение любого из нижеперечисленных действии, является посягательством на коммерческую тайну и при наличии отягчающих обстоятельств, наказывается лишением свободы до 3-х лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; при наличии особо тяжких обстоятельств наказывается тюремным заключением на срок от 3 до 10 лет и штрафом:

1. Завладение коммерческой тайной правообладателя путем хищения, подкупа, мошенничества, угроз, электронного взлома и доступа к информации и иных незаконных методов.

2. Обнародование, использование или передача в пользование третьему лицу принадлежащей правообладателю коммерческой тайны, доступ к которой получен методами, указанными в предыдущем пункте.

3. Обнародование, использование или передача в пользование третьему лицу принадлежащей правообладателю коммерческой тайны, полученной в результате нарушения обязанностей по сохранению конфиденциальности или требований по защите коммерческой тайны, установленных правообладателем.

Предоставление доступа к коммерческой тайне иностранным организациям и физическим лицам посредством разведывательных мероприятий, подкупа и прочих незаконных методов получение информации наказывается тюремным заключением до 5-ти лет, а также одновременно или в качестве самостоятельного наказания – штрафом; при наличии отягчающих обстоятельств – на срок от 5-ти лет лишения свободы и штрафом.

Статья 220

В случае если преступления, упомянутые в статьях 213-219 Главы 8 настоящего Кодекса, совершены организацией, то в отношении организации применяются штрафные санкции, а в отношении ответственных физических лиц наказание определяется в соответствии с конкретными статьями данной главы настоящего Кодекса.

Основными преимуществами перевозки товаров поездами «Китай-Европа» как по направлению из Китая в Россию и страны ЕАЭС, так и при транзите в страны Евросоюза, по-прежнему являются скорость доставки (в среднем время в пути не более 14 дней) и сравнительно невысокие транспортные расходы.

В период действующих ограничений, накладываемых продолжающейся пандемией нового типа коронавирусной инфекции, китайские власти и деловые круги рассматривают данный способ экспорта товаров как наиболее эффективный и перспективный. Рост объемов перевозок данным видом транспорта неуклонно растет.

Наиболее востребованными приграничными железнодорожными пунктами пропуска с китайской стороны являются ЖДПП Маньчжурия и Суйфэньхэ (российско-китайское направление) и ЖДПП Алашанькоу и Хоргос (казахстано-китайское направление). 

По данным китайского железнодорожного ведомства, в первом квартале 2021 года из Китая через указанные пункты пропуска проследовало 929 контейнерных поездов «Китай-Европа», в частности, через ЖДПП Маньчжурия – 746 поездов (+43,74%) и 60398 контейнеров (+42,48%), через ЖДПП Суйфэньхэ – 76 поездов (+105,4%) и 6644 контейнера (+111,3%), через ЖДПП Алашанькоу – 107 поездов (+137,78 %).

Китайская таможенная служба принимает активное участие в реализации задач китайских властей по оказанию максимального содействия экспорту товаров данным видом транспорта. Таможенными органами, расположенными в железнодорожных пунктах пропуска, организованы специальные круглосуточные дежурные смены для оформления поездов
 «Китай-Европа» в приоритетном порядке, тем самым сокращается время пребывания (простоя) перемещаемых ими товаров в пунктах пропуска, снижаются финансовые расходы участников ВЭД. 

Кроме того, в целях оптимизации процедур таможенного контроля Маньчжурская таможня подписала меморандумы о сотрудничестве с 24 китайскими таможенными органами, в зоне деятельности которых находятся основные регионы отправления поездов «Китай-Европа» и наиболее значимые пункты пропуска. Данные меморандумы предусматривают организацию «горячих линий» для поддержания оперативной связи, а также создание платформ для информационного обмена и урегулирования экстренных ситуаций. 

Использование системы интеллектуального распознавания снимков ИДК (Н986) и системы контроля объема лесоматериалов позволяют повысить эффективность таможенного контроля без необходимости проведения фактического досмотра грузов.

Пандемия коронавируса COVID-19, охватившая весь мир в конце 2019 - начале 2020 гг., внесла значительные изменения в тренды международной логистики и нанесла серьезный удар по бизнесу практически всех китайских логистических и производственных компаний. Цепи товарных поставок, которые ранее осуществлялись посредством морских, автомобильных и авиационных перевозок, оказались нарушены. 

На этом фоне железнодорожные маршруты «Китай-Европа» стали одним из главных драйверов китайской экономики и фактически единственным стабильным коридором для поставки китайских товаров на зарубежные рынки. 

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 2020 г. число грузовых поездов, отправленных на экспорт/импорт по маршрутам «Китай – Европа», в годовом выражении выросло на 50% - до 12406 составов. Всего за год перемещено 1,135 млн стандартных контейнеров (+56%), при этом средний показатель общего объема загрузки контейнеров достиг 98,4%.

С момента реализации проекта в 2011 г., количество товарных поездов за год впервые превысило показатель в 10 тыс. составов, а среднее число ежемесячных отправлений превысило 1 тыс. составов.

Продолжила расширяться и география железнодорожных отправлений «Китай – Европа». К текущему моменту в рамках проекта уже функционируют 69 железнодорожных линий, которые соединяют 60 городов в КНР и 92 города в 21 зарубежном государстве, в том числе более 30 маршрутов теперь связывают Китай и Россию.

По мере увеличения объема грузоперевозок расширяется номенклатура перемещаемых товаров. В настоящий момент данными поездами из Китая экспортируется электроника и электромеханическая продукция, машиностроительное оборудование, товары народного потребления, продукция химической промышленности и др. В обратном направлении (на импорт в Китай) доставляют стройматериалы, автозапчасти, хлопчатобумажная пряжа, продукция деревопереработки и химической промышленности (из России), посуда и мебель (из Германии), мясные субпродукты (Беларусь), сухие молочные смеси
 (из Нидерландов) и др. За последний год активное развитие получил экспорт из Китая товаров трансграничной электронной торговли, экспресс-отправлений, а также сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, поезда «Китай – Европа» сыграли важную роль в борьбе с пандемией Covid-19. В течение прошлого года поезда обеспечили транспортировку 76 тыс. тонн (9,31 млн ед.) противоэпидемических средств, которые были отправлены в Россию, Италию, Германию, Испанию, Бельгию и другие европейские страны.


Данные о движении товарных поездов «Китай-Европа» с разбивкой по основным пунктам пропуска

Под грузовым контейнерным поездом «Китай-Европа» понимается состав с контейнерами, осуществляющий международные перевозки между Китаем и Европой вдоль стран в рамках «Одного пояса, одного пути». Поезда по данному маршруту курсируют с определенными номерами, по утвержденным линиям, по установленному расписанию и времени в пути. В настоящее время в рамках маршрутов сформировано три основных транспортных коридора: западный, центральный и восточный.

Западный коридор тянется по линии «Ланьчжоу-Синьцзян», поезд отправляется из Китая через пункты пропуска «Алашанькоу» либо «Хоргос», пересекает Казахстан, Россию, Беларусь, прибывает в Польшу, а затем в Германию и испанский Мадрид.

Центральный коридор проходит через Эрлянь-Хото, пересекает Монголию и прибывает в Россию, затем в Беларусь, Польшу и на территорию Европы.

Поезда по восточному коридору выезжают из Китая через ЖДПП «Маньчжурия», проезжают Россию, Беларусь, Польшу и достигают Германии. 

1. ЖДПП «Алашанькоу-Достык» (китайско-казахстанская граница). 

За 2020 г. через ЖДПП «Алашанькоу-Достык» суммарно проследовало 17030 железнодорожных составов, в том числе 5027 товарных поездов «Китай-Европа» и «Китай-Центральная Азия» (+41,8%), которыми перемещено 456 тыс. стандартных контейнеров (+47,1%).

По сравнению с прошлым годом количество маршрутов следования вышеуказанных поездов увеличилось до 22, средняя частота следования через пункт пропуска увеличилась с 9 до 13-15 составов в день. Номенклатура перемещаемых товаров расширена до более чем 200 видов. 

В планы работы пункта пропуска на 2021 г. заложено дальнейшее увеличение объемов оформления товаров, перемещаемых поездами «Китай-Европа» и «Китай-Центральная Азия», наращивание грузооборота, повышение эффективности таможенного контроля, развитие информационного взаимодействия железнодорожных ведомств и таможенных органов с использованием информационной системы «Цифровой порт 95306».

Справочно: Система «Цифровой порт» является составной частью электронной онлайн платформы КЖД «95306» и главным образом направлена на обеспечение безбумажного оборота и сквозного информационного обмена между участниками международных железнодорожных грузоперевозок, а именно китайскими таможенными органами, железнодорожными операторами сопредельных с Китаем государств и участниками ВЭД. 

2. ЖДПП «Хоргос – Нурлы Жол» (китайско-казахстанская граница).

Согласно сведениям, опубликованным Хоргоской таможней, в 2020 г. таможенное оформление в данном пункте пропуска прошли 4722 железнодорожных состава «Китай-Европа» (+38,8%). Поездами перемещено свыше 3,68 млн. тонн грузов (+30,2%), стоимость которых превысила 26,4 млрд. долл. США (+58,6%).

Вышеуказанные товарные поезда следуют по 16 маршрутам, в том числе «Юйсиньоу» (Чунцин-Синьцзян-Европа), «Чжэнсиньоу» (Чжэнчжоу – Синьцзян – Европа), «Жунсиньоу» (Чэнду-Синьцзян-Европа), «Исиньоу» (Иу), «Чананьхао» (Сиань) и др. Основными экспортерами товаров являются такие китайские города, как Ляньюньган, Чжэнчжоу, Чэнду и Чунцин. Среди поставщиков продукции в Китай главные позиции занимают Германия, Польша, Узбекистан и Казахстан.

В настоящее время в пункте пропуска в среднем ежедневно оформляются
 13-15 железнодорожных составов «Китай-Европа». Таможенное оформление в отношении данных поездов осуществляется в круглосуточном режиме, семь дней в неделю. Таможенные органы обеспечивают завершение операций, связанных с фактическим контролем и выпуском состава в день его прибытия в пункт пропуска. 

3. ЖДПП «Эрлянь-Хото – Замын-Ууд» (китайско-монгольская граница).

В 2020 г. через данный пункт пропуска на экспорт/импорт проследовало более 2297 поездов «Китай-Европа» (+53,7%). Составы следуют по 37 маршрутам в 25 городов Европы. Основными экспортерами товаров в КНР выступают участники ВЭД из городов Чжэнчжоу, Чанша, Чунцин, Сиань, основными импортерами являются Германия, Россия, Беларусь, Нидерланды и др.

4. ЖДПП «Маньчжурия – Забайкальск» (китайско-российская граница).

За 2020 г. через данный пункт пропуска проследовало 3548 железнодорожных составов «Китай-Европа» (рекордный показатель, +35,1% в годовом выражении), в том числе на экспорт из Китая – 1790 составов (+17,7%), импорт в Китай – 1758 составов (+59%), всего перемещено 324,3 тыс. контейнеров (+37,6%).

Отправления составов ведутся по 50 маршрутам из более чем 60 китайских городов (включая такие крупные логистические центры, как Сучжоу, Иу, Ухань, Тяньцзинь и др.) в различные города и регионы России и 13 европейских стран.

5. ЖДПП «Суйфэньхэ-Пограничный» (китайско-российская граница).

По данным Харбинской таможни, за 2020 г. через данный пункт пропуска проследовало 218 поездов (+77,9%), перемещено 19600 контейнеров (+81%). 

С момента запуска проекта в ЖДПП «Суйфэньхэ» (в августе 2018 г.) по конец 2020 г. нарастающим итогом через пункт пропуска проследовало 362 состава «Китай-Европа».

В соответствии с каталогом опасных химических веществ КНР (далее – Каталог) кислород сжатый или сжиженный, а также смеси кислорода, двуокись углерода внесены в перечень опасных химических веществ, при хранении и транспортировки которых требуются особые условия. В соответствии с «Положением о безопасном обращении с опасными химическими веществами» (приказ № 591 Государственного Совета КНР) и уведомлением ГТУ КНР № 129 от 2020 года, таможенные органы осуществляют таможенный контроль за перемещением через таможенную границу опасных химических веществ, перечисленных Каталоге.

При экспорте кислорода и его смесей в таможенные органы КНР должна быть представлена следующая информация:

  1. Декларация соответствия на вывоз опасных химических веществ и соединений;
  2. Сертификат о результатах испытаний многооборотной тары (сосудов Дьюара), используемых в целях перевозки опасных грузов;
  3. Сертификат о классификации товаров при вывозе на экспорт, с указанием характеристик опасности;
  4. Маркировка опасности в соответствии с едином классификатором и паспорт опасности (если информация представлена на иностранном языке, то должен быть осуществлен перевод на китайский язык);
  5. В отношении продуктов, в которые добавлены ингибиторы (замедлитель реакции) и стабилизаторы, необходимо указать их наименование и количество.

В соответствии с действующей в КНР Гармонизированной системой описания и кодирования товаров чистый кислород обозначается кодом 2804400000, в свою очередь кислород, содержащий смеси (например двуокись углерода) - кодом 3824999999. В первом случае величина ставки по возврату НДС при вывозе товара за пределы Китая составляет 0%, во втором случае 13%. При этом при экспорте чистого кислорода необходимо представить документ о проведении в отношении него специальной инспекции и карантина, при экспорте кислородных смесей такие требования отсутствуют. 

Баллоны с сжатым кислородом, специально предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, могут содержать в себе пусковые устройства с присутствием взрывчатых веществ в каждом баллоне. ГТУ КНР обращает внимание, что изменение классификации не требуется, если масса взрывчатого вещества не превышает 3,2 грамма. При транспортировке таких баллонов с кислородом должны быть приняты необходимые меры для предотвращения случайного срабатывания.

В отношении различных видов транспорта при международной перевозке сжатого и сжиженного кислорода предъявляются некоторые дополнительные требования.

При осуществлении всех видов перевозок многооборотная тара, заполненная под давлением кислородом, должна соответствовать следующим международным стандартам:

  1. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования, подвергнутые закалке, с пределом прочности при растяжении менее 1100МПа (ISO 9809-1:2010);
  2.  Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования, подвергнутые закалке, с пределом прочности при растяжении более или равном 1100МПа (ISO 9809-2:2010);
  3. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из нержавеющей стали с пределом прочности менее 1100 Мпа (ISO9809-4:2014);
  4. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из алюминиевого сплава (ISO7866:2012+Cor 1:2014);
  5. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из стали, при испытании на давление 60 бар и ниже (ISO 4706:2008);
  6. Бесшовные стальные газовые баллоны многоразового использования из нержавеющей стали, при испытании на давление 6МПа и ниже (ISO 18172:2007);
  7. Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования с оболочкой из волокнита по цилиндрической поверхностью лейнера, вместимостью до 450 литров (ISO 11119-2:2012);
  8. Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования полностью покрытые волокнитом, вместимостью до 450 литров с распределительной по нагрузке металлической прокладкой (ISO 11119-2:2012/2:2014);
  9.  Газовые баллоны и трубы комбинированные многоразового использования полностью покрытые волокнитом, вместимостью до 450 литров с распределительной по нагрузке металлической или неметаллической прокладкой (ISO 11119-2:2012/2:2014).

При транспортировке сжатого кислорода морским видом транспорта контрольными органами КНР действуют дополнительно два требования:

- рабочее давление в баллоне не должно превышать 2/3 его испытательного давления, а при температуре +65 0С не должно превышать испытательного давления;

- при использовании газового баллона из алюминиевого сплава, он должен быть оборудован только клапанами из меди или нержавеющей стали в соответствии с ISO 11621:1997 и не должен быть загрязнен маслом или нефтепродуктами.

При транспортировке сжиженного кислорода этим же видом транспорта установлены 4 дополнительных требования:

- закрытый криогенный контейнер необходимо изолировать, чтобы не допустить образования инея на его внешней поверхности;

- давление внутри баллона при испытании должно быть на 30% больше максимального внутреннего давления при перевозке, (равного 100 кПа (1 Бар)) и должно учитывать повышение давления во время наполнения баллонов;

- степень объема при максимальном разрешенном давлении и разрешенной температуре при наполнении не должна превышать 98%;

- должен быть установлен клапан для понижения давления с обязательным проведением поверок не реже одного раза в 5 лет.

При перевозке данных видов товаров авиационным транспортом действуют дополнительные условия перевозок.

Требования к газовым баллонам:

- срок поверки не реже одного раза в течение 10 лет;

- рабочее давление в баллоне не должно превышать 2/3 его испытательного давления, а при температуре +65 0С не должно превышать испытательного давления;

- баллоны для перевозки должны быть изготовлены из алюминиевого сплава, клапаны из меди или нержавеющей стали (должны быть очищены в соответствии с ISO 11621:1997);

- при перевозке в пассажирских и грузопассажирских самолетах максимальный вес (нетто) одной упаковки не должен превышать 75 кг, а при перевозке в грузовых самолетах – не более 150 кг.

В случае перевозки сжиженного кислорода авиационным видом транспорта применяются следующие требования по безопасности:

- требуется предварительное разрешение властей торгующей страны
 (для экспортера) и контрольных органов страны, где будет производиться потребление товара (для импортера), в котором согласовываются количественные ограничения, требованию к упаковке, прилагаются соответствующие разрешительные документы;

- договоренности должны быть оформлены в письменном виде;

- перевозка разрешается только грузовыми транспортными самолетами.

В случае перевозки данных видов товаров автомобильным или железнодорожным видами транспорта каких-либо дополнительных требований со стороны китайских таможенных властей не предъявляется. Транспортировка осуществляется в соответствии с общими правилами перевозки опасных видов грузов указанными видами транспорта. 

Данные внешней торговли КНР

Согласно опубликованным ГТУ КНР данным, объем внешней торговли Китая за первый квартал 2021 г. составил 1,3 трлн долларов США, что на 38,6% выше показателей аналогичного показателя прошлого года. Экспорт товаров из Китая увеличился на 49% до 710 млрд долларов США, импорт вырос на 28% до 593 млрд долларов США.

Основными внешнеторговыми партнерами Китая за отчетный период традиционно остаются страны АСЕАН (191 млрд долларов США), Евросоюз (183 млрд долларов США), США (165 млрд долларов США) и Япония (86 млрд долларов США). 

По данным Минфина КНР, за январь-февраль 2021 г. таможенные органы КНР перечислили в государственный бюджет таможенных платежей на сумму 328 млрд юаней КНР (≈50 млрд долларов США), в том числе: акцизы и НДС импортируемых товаров – 280 млрд юаней (≈43 млрд долларов США) – увеличение на 27%, таможенные пошлины – 48 млрд юаней (≈7,38 млрд долларов США) - сокращение на 23,2%.

Согласно опубликованным ГТУ КНР данным, объем внешней торговли Китая за первые два месяца текущего года составил 5,44 трлн юаней КНР (834,49 млрд долл. США), что на 32,2% выше показателей аналогичного показателя прошлого года. Экспорт товаров из Китая увеличился на 50,1% до 3,06 трлн юаней КНР (~468,87 млрд долл. США), импорт увеличился на 14,5% до 2,38 трлн юаней КНР (365,62 млрд долл. США).

В феврале текущего года объем внешней торговли Китая составил 2,42 трлн юаней КНР (~371,83 млрд долл. США) (+57%), в том числе экспорт - 1,33 трлн юаней КНР (~204,85 млрд долл. США) (+139,5%), импорт – 1,09 трлн юаней КНР (~166,98 млрд долл. США) (+10,3%).

По итогам первых двух месяцев 2020 г. основную долю (60,3%) в структуре экспорта КНР составила продукция машиностроения и электроники. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт данной категории товаров вырос на 54,1% до 1,85 трлн юаней КНР (~284 млрд долл. США).

Основными внешнеторговыми партнерами Китая за отчетный период традиционно остаются страны АСЕАН (доля во внешнеторговом обороте КНР - 14,4%), Евросоюз (14,3%), США (13,2%) и Япония (6,4%). 

Согласно данным ГТУ КНР, объем внешней торговли Китая за первые четыре месяца текущего года составил 11,62 трлн юаней КНР
 (~1,79 трлн долл. США), что на 28,5% выше аналогичного показателя прошлого года. Экспорт товаров из Китая увеличился на 33,8% до 6,33 трлн юаней КНР (~973,7 млрд долл. США), импорт увеличился на 22,7% до 5,3 трлн юаней КНР (~815,79 млрд долл. США).

В апреле текущего года объем внешней торговли Китая составил 3,15 трлн юаней КНР (~484,99 млрд долл. США) (+26,6%), в том числе экспорт – 1,71 трлн юаней КНР (~263,92 млрд долл. США) (+22,2%), импорт – 1,44 трлн юаней КНР (~ 221,06 млрд долл. США) (+32,2%).

Основными внешнеторговыми партнерами Китая за отчетный период традиционно остаются страны АСЕАН (доля во внешнеторговом обороте КНР составила 14,8%), Евросоюз (14%), США (12,4%) и Япония (6,6%). 

По итогам четырех месяцев 2021 г. основную долю в структуре экспорта КНР составила продукция машиностроения и электроники (59,87%), в сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт продукции машиностроения и электроники вырос на 36,3% до 3,79 трлн юаней КНР (~583,17 млрд долл. США).

По данным Минфина КНР, за первый квартал 2021 г. таможенные органы КНР перечислили в государственный бюджет таможенных платежей на сумму 503,3 млрд юаней КНР (~77,56 млрд долларов США), в том числе: акцизы и НДС импортируемых товаров – 430,6 млрд юаней (~66,36 млрд долларов США) – увеличение на 26,9%, таможенные пошлины – 72,7 млрд юаней (~11,2 млрд долларов США) – увеличение на 21,7%.